Характер человека формируется под влиянием среды. То, какие мы есть, определяет что и как мы делаем. То, каким образом мы взаимодействуем с людьми, каким мы видим мир, определяет формы и количество нашей реализации. В зависимости от характера, человек реализуется как личность в жизни (речь идет о степени активности и направлении реализации).

Например, опыт отвержения есть у многих. Страх близости, как следствие этого опыта также есть у многих. Автоматически это может переживаться по-новому в другой среде, потому как среда определяет личность. То есть атмосфера того, как и кем мы выросли, и как вообще росли, определила то, какие мы есть. Значит, если меняется среда – могут происходить изменения в личности человека.

В данном случае среда – это люди вокруг нас.

Вот теперь поговорим о формировании идентичности. То, как мы себя воспринимаем, определяет нашу форму реализации и количество активности. Идентичность складывается из положительной обратной связи. Иными словами: если к человеку хорошо относятся – он расцветает. По сути, для того, чтобы быть активным, нужен опыт безусловного принятия.

Очень важный момент – это достраивание безопасности, принятие от родительских фигур поддержки в активности, опыт, когда активность может быть сопряжена с потребностями и поддержана. Нам легче реализовать то, что поддерживает среда. Я думаю, многие могут вспомнить ситуации из детства, когда одно действие отвергалось родителями, а другое активно поддерживалось – и вы начинали делать то, что поддержано. Когда папа с мамой ставят на стульчик и говорят: «Давай, читай стишок», ребенок начинает рассказывать.

Следующим этапом, после того как получен опыт признания и поддержки родителей, то есть безопасности и принятия активности, является проверка горизонтального признания – признание сверстников. Если говорить о стадиях развития (детство, отрочество, юность), это подростковая фаза, когда уже важно выяснить, как вас воспринимают в горизонтали сверстники, откуда вы получаете опыт, как понимаете, что таким вы можете быть. Немаловажную роль здесь играет конкуренция. Потому что подростковая конкуренция – это способ понять свои границы, понять, что востребовано, что я умею, что нет. Конкуренция – это возможность проверить свои силы, возможность понять, что я могу, а что нет, возможность получить признание и поддержку, но не от родительских фигур, а в горизонтальных отношениях.

Для родителей это часто ужасный момент, когда дети как будто бы перестают их любить и «постоянно сваливают во двор». По сути, подростки реализуют потребность в признании сверстниками и, таким образом, идут к смене формы активности. Какая особенность подростка? Он уже хочет общаться не с родителями – эти отношения как-то устоялись, форма реализации там есть и способы тоже есть, ему важны друзья и одногодки - реакция среды, но уже в горизонтальном ее варианте. Здесь также важно понять, что и как он можете безопасно делать, получая поддержку и принятие.

Дальше очень важно то, чтобы человек смог признать это в себе сам, присвоить полученный опыт и научиться им пользоваться. Когда говорят: «Мне очень сложно опираться на себя», – это не означает, что кто-то слаб или не уверен в себе. Это о том, что у человека внешней поддержки в виде возвращения признания, было недостаточно. Он сам не видит, в чем может себя признавать, по той простой причине, что у него мало опыта принятия и родительскими фигурами и горизонтальными. У него есть ресурсы, но он в них не верит и не замечает. Человек может чувствовать себя достаточно уверенным, когда у него действительно есть опыт опоры на себя. Иными словами, идентичность формируется из положительной обратной связи – Что внешний мир из наших форм активности поддерживает, то мы себе и разрешаем. Значит, если мы получаем признание от среды, то и сам себя в этой форме активности признаем.

Большая ценность состоит в том, чтобы пробовать признавать свою идентичность.

                                                                                  Google+ © Сергей Лобанов, Алина Гуланян